| Сегодня Суббота 21.12.2024

Sefirut.ru Структура и состав современной культурологии - Форум

[ Новые сообщения | Участники | Правила форума | Поиск ]
  • Стандартный размер шрифта
  • Большой размер шрифта
  • Огромный размер шрифта
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Sef  
Структура и состав современной культурологии
AdminДата: Среда, 23.09.2009, 00:47 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 69
Награды: 1
Репутация: 100
Статус: Offline
Тема 2. Структура и состав современной культурологии
2.1. Структура современной культурологии.
2.2. Философия культуры и культурология.
2.3. Социология культуры: предмет и особенности социологического изучения культуры, основные направления исследований.
2.4. Культурная антропология как культурологическая дисциплина.
2.5. Культурология и история культуры.

2.1. Структура современной культурологии

Современные культурологические исследования представляют собой обширный комплекс научных дисциплин, направлений научной работы, различных подходов к культурологическим проблемам, научных школ, методологий и т.д. Нельзя говорить (по крайней мере, сегодня) о некой строгой организации, четко выделяемой структуре этой системы знаний. Все попытки описать структуру культурологического знания носят предварительный характер, однако вполне возможно выделить наиболее заметные элементы структуры культурологических наук.

Во-первых, это теория культуры, представляющая собой все многообразие попыток общего осмысления культуры, версий «картин» культуры, вариантов систем понятий, категорий, теоретических схем, с помощью которых можно было бы описать культуру и ее развитие. Особое место в этой сфере занимает философия культуры, в рамках которой задача создания теории культуры решается с помощью традиционных философских методов и понятий.

Во-вторых, это историко-культурные исследования, опирающиеся на достижения классических гуманитарных наук (истории, филологии, литературоведения, искусствоведения, истории религий и т.д.), но использующие новые культурологические подходы. Выделяются историко-культурные исследования общего профиля, исследования культуры ментальностей (то есть формировавшихся в разных культурах способов восприятия людьми мира), исследования религиозного аспекта культуры, литературоведческие исследования истории культуры, культурологическое изучение мифологии, культурологические аспекты лингвистики, семиотики (теории знаковых систем), искусствоведения и эстетики.

В-третьих, это социология культуры, являющаяся синтезом социологической (изучающей общественную систему) и культурологической науки. Социологические исследования культуры имеют как теоретическую, так и практическую направленность. В последнем случае можно указать на концепции культурной политики и деятельности культурных институтов (структур общества, связанных с функционированием культуры), социокультурное прогнозирование, проектирование и регулирование, изучение культурологического образования в России и других странах, проблемы социализации и инкультурации личности (вхождения, или вживания, человека в общественно-культурную систему), охрана культурного наследия и т.д.

В-четвертых, это культурная антропология - область культурологических знаний, во многом близкая социологии культуры, но уделяющая большее внимание этническим элементам культуры, процессам взаимодействия культур разных народов, изучающая особенности языков и иных средств коммуникации (общения, обмена информацией) в различных культурах. Конечно, этими вопросами, при всей их важности, интересы культурной антропологии не ограничиваются. В соответствии со своим названием (в переводе с греческого языка «anthropologia» - «наука о человеке») она стремится создать как можно более полную картину жизни человека в культурной среде, то есть среде, самим же человеком и сотворенной. Для достижения этой цели культурная антропология широко использует данные естественных наук, имеющие отношение к жизнедеятельности человека, а также данные археологии, этнографии, лингвистики, фольклористики, истории религии и мифологии, истории, социологии, философии.

Помимо этих направлений в культурологических науках, которые возможно определить как основные, или традиционные, формируются (то как часть основных направлений, то на «стыке» их, то вне их) специальные и нетрадиционные сферы исследований. Многие из них приобретают особую важность. Так, в рамках теории культуры появились детально разработанные теории динамики (изменения, развития) культуры, морфологии (образование системы видов и форм) культуры, типологии (изучение типов) культур, герменевтики (науки об истолковании) культуры, культурных образцов-моделей (архетипов, парадигм, универсалий, паттернов). Здесь же отдельно изучаются методы культурологических исследований. Синтез на базе культурологии историко-культурных, социологических, психологических знаний позволяет разрабатывать проблемы ментальностей, психологических характеристик отдельных культур, «соматической» (телесной) культуры у разных народов и т.д. Большое значение имеют для развития культурологии сравнительно-культурные, они же - компаративные, или кросс-культурные, исследования. В последние десятилетия динамично развивается эколого-культурологическое направление, «культурологическая экология», изучающее отношение тех или иных культур к природной среде.

Система культурологических знаний постоянно изменяется и развивается. Анализ культурологической литературы показывает, что широкое признание в мире получили следующие 10 направлений:

историософия цивилизаций – О.Шпенглер, А.Тойнби;
историческая культурология - М.Блок, Л.Февр, Ф.Бродель, Ж.Ле Гофф;
социокультурные теории - М.Вебер, П.Сорокин, М.Мид, В.Шубарт, Т.Парсонс;
этноантропологические теории культурологии - Б.Малиновский, Б.Радклифф-Браун, Ф.Боас, К.Леви-Строс;
неокантианская философия культуры - В.Виндельбанд, Г.Риккерт, Э.Кассирер;
экзистенциалистский подход - Ж.-П. Сартр, А.Камю;
психоаналитические и социопсихологические направления - В.Вундт, З.Фрейд, К.Юнг;
неомарксистская культурология - Т.Адорно, М.Хоркхаймер, Г.Маркузе;
религиозно-этическая культурология - П.Тейяр де Шарден, М.Бубер, А.Швейцер;
постструктурализм и постмодернизм - М.Фуко, Ж.Лакан, Ж.Деррида.

Авторитетом пользуются концепции отдельных ученых:

культурфилософские труды М.Хайдеггера, X.Ортега-и-Гассета, К.Ясперса;
игровая концепция культуры Й.Хейзинги; герменевтика Х.-Г. Гадамера и П.Рикера;
культурология науки Т.Куна, П.Фейерабенда;
культурология массовой коммуникации М.Маклюэна, социобиологические концепции К.Лоренца и др.;
игровая концепция культуры Й.Хейзинги, Х.Ортеги-и-Гассета; Г.Гессе.

2.2. Философия культуры и культурология

Философия культуры, представляющая собой одну из важнейших сфер современной философской науки, сыграла исключительную роль в процессе возникновения и становления культурологии.

Именно в философии XVIII-XIX веков начало формироваться осознание культуры как целостного явления, доступного системному изучению. Отдельные гуманитарные науки занимались изучением различных сфер культуры. Синтез знаний в эпоху Просвещения (конец XVII - начало XIX вв.), с характерным для нее стремлением к энциклопедичности, осуществлялся преимущественно на основе естественных наук (наук о природе). Само древнее понятие «культура» истолковывалось как «воспитанность», «образованность», то есть было ограничено областью педагогики, еще не приобрело общего философского значения.

Философия эпохи Просвещения проявила особый интерес к человеку, истории человеческого общества. В историческом развитии человечества просветители видели действие как природных факторов (географическая среда, климат, инстинкты и физиологические потребности человека), так и факторов неприродного свойства, искусственно создаваемых человеком. Именно последние были в дальнейшем обобщены в философском понятии «культура».

Размышлениями просветителей, а затем и философов XIX и XX веков о соотношении природного, натурального (от латинского «natura» - «природа») и неприродного, культурного начал в жизни человека были заложены основы двух фундаментальных тенденций в философском и культурологическом изучении культуры. Эти тенденции можно обозначить как натуралистическую и антинатуралистическую (греческое «anti» - означает и «против», и «вместо»). Следует отметить, что в теориях культуры, создававшихся великими философами и учеными последних веков или научными и философскими школами, данные тенденции весьма редко встречаются в «чистом виде». Как правило, одна из них преобладает или достигается их равновесие, а иногда и противоречивое сочетание.

Натуралистическую тенденцию в философии культуры и культурологии можно охарактеризовать как стремление максимально сблизить сферы культуры и природы, показав зависимость первой от второй. Культура фактически рассматривается здесь как форма или часть природы, пусть и специфическая. Отсюда следует, что человеческие общество и культура живут по законам природы, например, по закону борьбы за существование и естественного отбора. Культура способна лишь частично подавлять природные влечения человека, придавать им завуалированную форму или искажать их почти до неузнаваемости. Но все же именно они руководят поступками людей. Такие идеи прослеживаются от философских учений XVII века до социобиологии второй половины XX века, которая изучает человечество как популяцию, типологически сходную с популяциями животных. Для объяснения социальных и культурных явлений социобиология использует эволюционные биологические теории, генетику и т.п.

Антинатуралистическая тенденция в исследованиях культуры предстает как стремление провести четкие границы между культурой и природой, показать их принципиальные различия, а иногда и противопоставить их. Здесь культура рассматривается как самостоятельная, автономная по отношению к природе сфера бытия, пусть и имеющая с природой многообразные связи, но живущая по собственным законам.

Своеобразно соединяя натуралистические и антинатуралистические тенденции, ряд мыслителей XVIII-XX вв. (например, Ж.-Ж. Руссо, Ф.Ницше, З.Фрейд) выступили с различными вариантами «критики культуры». Они видели в культуре своего рода «извращение» природы и полагали, что культура, подавляя природные влечения человека, делает его несчастным. «Критика культуры» в том или ином виде призывает к «возврату к природе». При всех своих недостатках концепции такого рода стимулировали развитие культурологических знаний.

Философией культуры были поставлены вопросы об отличии культуры (цивилизации) от докультурных форм человеческой жизни (дикости, варварства), об историческом развитии культуры, о типологических различиях между культурами разных времен и народов (древние и новые культуры, культуры Запада и Востока). Эти и многие другие проблемы философии культуры вошли в сферу культурологической проблематики.

Сохраняющиеся вплоть до наших дней теснейшие связи между культурологией и философией культуры нельзя объяснить лишь философскими «корнями» культурологии. При всей своей специализации, подчас приближающей их к точным наукам, культурологические исследования вновь и вновь возвращаются к главному предмету философского познания - человеку. Гуманитарные науки, в том числе культурология, были и будут формами самопознания человека, а это приводит их к философии с ее древним девизом: «Познай самого себя!».

В главе 3 данного пособия будут подробно рассмотрены некоторые наиболее значимые течения в философии культуры.

2.3. Социология культуры: предмет и особенности социологического изучения культуры, основные направления исследований

Социология культуры (от латинского «societas» - «общество» и греческого «logia» - «наука») - научная дисциплина, изучающая культуру с социологической точки зрения, используя все достижения современной науки об обществе. Культура здесь исследуется как часть социальной системы, социальных отношений, как определенный социальный институт.

В социологии культуры сама культура рассматривается, прежде всего, не с содержательной, а с функциональной стороны, то есть с точки зрения той роли (или тех ролей), которую культура играет в человеческом обществе. Нельзя сказать, что социология культуры полностью отвлекается от содержания и истории культурных явлений. И все же, они интересуют ее в основном как способы упорядочивания, регуляции социальных отношений. Скажем, нормы морали, права, религиозные заповеди (такие как «не убий», «не кради» и т. д.) позволяют смягчать противоречия между интересами разных общественных групп, избежать постоянных конфликтов между ними, которые иначе могли бы разрешаться только насильственными методами. Правда, культуре далеко не всегда удается исполнять свои регулирующие функции, особенно в эпохи войн, революций, междоусобий. В такие времена сама культура переживает кризис и меняет свои формы.

Социология культуры исходит из фундаментального факта социальной неоднородности человеческого общества, в котором выделяются различные группы, сословия, общественные классы. При этом социальная неоднородность неизбежно порождает социальное неравенство, при котором одни люди стоят на ступенях «общественной лестницы» выше или ниже других людей. Общественные группы отличаются друг от друга не только своими экономическими, политическими интересами, социальным статусом, но и целым рядом психологических и культурных особенностей. Сюда относятся самосознание и самооценка, идеология данной группы, обычаи, традиции, нормы поведения, способы проведения досуга, использование характерных слов и выражений языка, манера одеваться, предпочтения в музыке, литературе, живописи, театральном искусстве и т. п. Из всего этого складываются социальные субкультуры (лат. «sub» - «под»), то есть обусловленные социальными различиями частные формы культуры (или «подкультуры»). Иногда субкультуры порождаются не столько общественными, сколько возрастными (молодежная субкультура) или какими-то иными отличиями (субкультуры сексуальных меньшинств и т. п.).

Социология культуры изучает элитарные субкультуры (культуру «верхов» общества), субкультуры «среднего класса», субкультуры социальных «низов». Следует отметить, что эти субкультуры могут подвергаться и дальнейшему разделению. В рамках элиты общества можно выделить подгруппы элит: бюрократическую, политическую, экономическую, военную, научную, техническую, художественную, артистическую элиты и т.д.

Особый интерес для социологов представляют так называемые маргинальные субкультуры (marginalis от лат. margo - «край, граница, обочина»). Они формируются из людей, занимающих «пограничное», «промежуточное» общественное положение, которые не могут или не хотят найти свое место в существующих социальных структурах.

Социологами проводятся исследования процесса социализации - вхождения, включения человека в общественную и культурную систему. Как известно, человек не обладает от рождения способностью жить в этой системе, он должен усвоить ее нормы, правила функционирования, традиции, идеи, получая воспитание и образование. Проблемы социализации (которая обозначается также терминами «культурализация», «инкультурация») тесно связаны с проблемами воспроизведения и передачи (трансляции) опыта общественной и культурной жизни от одного поколения людей к другому.

Все основные направления научной работы в области социологии культуры объединяются в понятии «социокультурная система». Оно позволяет свести воедино знания об отдельных общественных и культурных явлениях, построить модель жизни общества, неотъемлемой частью которой являются культурные нормы, культурные образцы (паттерны, парадигмы), культурные ориентации, культурные организации. Оперируя понятием «социокультурная система» можно выделять различные типы этих систем в прошедшей и современной истории человечества.

Среди тех, кто оказал наибольшее влияние на развитие социологии культуры, можно назвать такие имена, как К.Маркс, М.Вебер, Э.Дюркгейм, К.Клакхон, Б.Малиновский, П.Сорокин, Т.Парсонс, М.Мид, А.Радклифф-Браун, Р.Мертон, К.Манхейм, М.Хоркхаймер, Т.Адорно, Ю.Хабермас и др.

В настоящее время социология культуры является одной из наиболее важных и плодотворных сфер культурологических знаний. Социология культуры, заимствуя многие теоретические и фактологические достижения философии культуры, истории культуры, культурной антропологии и других культурологических наук, обогащает их собственными достижениями. Она способствует приближению культурологии к идеалу строгой науки, характерному для социологических исследований.

2.4. Культуроантропология как культурологическая дисциплина

Культурная антропология (от греческих слов «апthropos» - «человек» и «logia» - «наука»), именуемая также культурантропологией, является одним из важнейших направлений культурологических исследований. Культурная антропология является частью огромной системы знаний о человеке, называемой антропологией («наукой о человеке»).

Первой значительной научной школой в культурантропологии можно назвать эволюционизм XIX - начала XX вв., или классический эволюционизм. Его наиболее известными представителями были английский философ и ученый Г.Спенсер, английские этнографы и религиоведы Э.Б. Тайлор (Тейлор) и Д.Д. Фрэзер, американский исследователь культуры индейцев Л.Г. Морган.

Эволюция понималась как процесс объективных (то есть не зависящих от чьей-либо воли), последовательных и необратимых изменений, проходящий через ряд стадий. Основными факторами эволюции являются приспособление к условиям окружающей среды, борьба за существование, отбор более жизнестойких форм и гибель более слабых.

Антропологи-эволюционисты рассматривали различные явления культуры и культуры разных народов как стадии культурной эволюции, выстраивали их в единую линию эволюционного развития. Кроме того, они проводили аналогии между эволюцией индивида (детство, юность, зрелость, старость) и эволюцией культуры. Тайлор нарисовал картину развития всех видов религии из анимистических (от лат. «anima» - «душа») верований первобытной эпохи, то есть веры в существование душ и духов. Фрэзер считал основными этапами эволюции культуры магию, религию и науку. Морган рассмотрел проблемы эволюции брачных, семейных, социальных отношений, выдвинул теорию стадий дикости, варварства и цивилизации в истории культуры.

В культурной антропологии первой половины XX века возникают новые направления. Одним из них стала историческая школа, или школа Боаса (Ф.Боас, Ф.Гребнер, Р.Лоуи, А.Кребер и др.), которая сделала упор на конкретные исследования, методы скрупулезного описания всех особенностей какой-либо культуры. Историческая школа стремилась проследить и задокументировать происхождение каждой черты культуры, возникала ли она в рамках данной культуры или проникала в нее извне как заимствование. Изучались различные случаи диффузии (смешения, взаимопроникновения) культур, культурной трансформации (изменений). В науку было введено понятие «паттерна» (от англ. «pattern» - «образец, модель, выкройка»), то есть культурного образца, или культурной модели, структуры культурного объекта или явления. Данное понятие включало и субъективный момент - отношение человека к данной культурной модели (положительное или отрицательное). Важнейшим достижением школы Боаса стала разработка теории аккультурации. Аккультурацией называется процесс изменения культуры, происходящий при непосредственном контакте и взаимодействии нескольких групп людей, являющихся носителями разных культур.

Параллельно исторической школе развивался диффузионизм (школа Ратцеля), который представляют Л.Фробениус, В.Шмидт, У.Риверс, В.Г. Чайлд и др. Это направление выработало концепцию «культурных кругов» («культурных провинций»), каждый из которых представляет собой сочетание ряда культурных признаков в определенном географическом районе. «Культурный круг» может взаимодействовать с другими современными ему «культурными кругами» (диффузия). Он может также перемещаться в пространстве (миграция), накладываться на культурные слои, образованные предшествующими «культурными кругами» (так называемое «напластование»). В истории культуры сторонники диффузионизма придавали особое значение миграции «культурных кругов», происходящей в результате торговых контактов между странами, переселения народов, колонизации.

В конце XIX - начале XX вв. возникает французская школа социологии и антропологии, которую возглавлял Э.Дюркгейм, а затем М.Мосс. Одним из базовых принципов школы Дюркгейма был функционализм. Проводилось различие между объяснениями причинного и функционального типов. Различные социальные и культурные явления нужно изучать не только с точки зрения их причин, но и с точки зрения их функций, то есть ролей, которые они играют в отношении других явлений и всей социально-культурной системы в целом.

К середине XX века в культурной антропологии вновь стала ощущаться потребность в широкомасштабных теоретических обобщениях. Поэтому возрождается интерес к эволюционизму, возникает культурно-эволюционная школа (неоэволюционизм), или школа Л.А. Уайта. В отличие от многих других американских антропологов, Уайт видел в понятии «культура» не малосодержательную абстракцию, а отражение объективной надбиологической действительности. Ее научное описание возможно с помощью моделей. Главная функция культуры, по Уайту, - служить приспособлению человека к окружающей среде.

Культура - это система, развивающаяся через определенные стадии, в зависимости от накопления или затрат энергии. В этой системе Уайт различал три подсистемы: технологическую (орудия производства, оружие, одежда, жилища и т.п.), социальную (все виды индивидуального и коллективного поведения людей) и идеологическую (знания, идеи, верования). Уайт склонялся к мнению, что развитие культурной системы определяется развитием техники (технологический детерминизм).

В первые десятилетия XX века на стыке культурной антропологии и лингвистики (науки о языке) стала формироваться этнолингвистика - наука, изучающая особенности функционирования языка в культурах разных этнических групп (племен, народов). Эти особенности подчас весьма непривычны для нас. Например, есть языки, в которых полностью отсутствуют имена существительные, их заменяют различные глагольные формы. У некоторых народов существуют женский и мужской варианты их языка, причем у каждого варианта, при всей их схожести, имеются своя грамматика, свой словарный запас, свои языковые запреты и т.д. Наблюдения подобного рода в 30-50 гг. XX века привели ряд антропологов (Э.Сепир, Б.Уорф и др.) к гипотезе о том, что структура человеческого мышления, способы познания человеком мира, характерные черты культуры зависят от структуры и особенностей языка. Все воспринимаемое человеком воспринимается им через язык. Полемика вокруг «гипотезы Сепира-Уорфа» не подтвердила ее основную идею, но стимулировала развитие этнолингвистики.

Одной из наиболее влиятельных фигур в истории этнографии, социологии и антропологии XX века стал английский ученый (польского происхождения) Б.Малиновский. Он прославился и как исследователь культур туземцев Новой Гвинеи и островов Тихого океана, и как автор теоретических концепций культурной антропологии. Малиновский различал первичные (физиологические и психологические) потребности, которыми человек обладает от рождения, и вторичные потребности, порожденные культурой. К примеру, потребность в пище - первичная, а потребность принимать пищу с тарелки, используя вилку или ложку, - вторичная. Культура, по Малиновскому, - это система социальных (общественных) институтов, осуществляющих удовлетворение первичных и вторичных потребностей: экономика, политика, семья и т.п. Культура также предназначена и для передачи социального опыта, то есть приобретения и закрепления вторичных потребностей. Различия между культурами состоят в способах удовлетворения потребностей, которые определяются «культурным императивом» (побуждением). Скажем, одни культуры разрешают и даже поощряют людоедство, а другие его строжайше запрещают.

Французский антрополог К.Леви-Стросс стал одним из главных представителей структуралистского направления в культурной антропологии. Его творчество отличается богатством мыслей, философской глубиной и научной строгостью. Как это характерно для структурализма вообще, Леви-Стросс анализировал явления культуры как особого рода языки, что открыло возможность применения в этой сфере достижений современной лингвистики. Одна из главных тем размышлений Леви-Стросса - единство структур первобытных и современных форм мышления и культуры.

Культурная антропология занимает особое место в ряду культурологических научных дисциплин. Среди них трудно найти подобную ей по богатству фактического материала, разнообразию и продуманности теорий, широте охвата самых различных культурных явлений. Культурная антропология по предметам исследований и методологии особенно близка к социологии культуры. Возможно, именно эти две науки станут основой для культурологического синтеза гуманитарных наук в будущем.

2.5. Культурология и история культуры

Культурология теснейшим образом связана с историей культуры. Их связи носят многоаспектный и системный характер.

Современные историко-культурные исследования ведутся на основе новых разработок в области теории культуры, социологии культуры, культурной динамики. С другой стороны, история культуры всегда выступала как практически неисчерпаемый запас фактического материала для культурологического познания. Культурология осуществляет функцию теоретического осмысления этого материала, его систематизации, моделирования процессов, протекавших в социальной и культурной истории отдельных народов, цивилизаций или всего человечества.

Вместе с тем, сами историко-культурные исследования, ведущиеся по какой-либо конкретной проблематике, зачастую порождают перспективные культурологические теории, научные подходы. Как примеры можно привести игровую теорию культуры, разработанную историком и искусствоведом Й.Хейзингой при изучении культуры позднего европейского средневековья, исследования ментальностей, начатые французскими историками школы «Анналов», и давшие начало новой культурологической дисциплине - исторической антропологии, работы исторической школы в культурной антропологии, которая на огромном этнографическом материале обосновала теорию аккультурации (культурного взаимодействия).

Голландский историк средневековой культуры Й.Хейзинга стал одним из создателей игровой теории культуры (книги «Осень Средневековья», «Homo ludens»). Нормы культуры, которым следует «человек играющий» (Homo ludens), предстают у Хейзинги как правила некой игры, а кризис культуры объясняется стремлением людей XX века нарушать эти правила.

Школа «Анналов» (или «Новая историческая наука») - направление исследований в гуманитарных науках, прежде всего, в истории и истории культуры, возникшее во Франции в XX веке. Его название связано с выпуском журнала «Анналы» (под различными вариантами этого названия он выходит с 1929 г.), который основали М.Блок и Л.Февр. Помимо них крупнейшими представителями школы стали Ф.Бродель, Ж.Ле Гофф, Ж.Дюби, Э.Леруа Ладюри, во многом близок к идеям «анналистов» был Ф.Арьес. Для «новой исторической науки» характерно стремление усовершенствовать методы исторического познания (приблизив их к методам точных наук), объединить достижения различных наук (истории, археологии, этнографии, географии и др.), изучить глубинные структуры цивилизаций, описать исторические типы сознания и психологии (ментальности). В рамках школы «Анналов» и под ее влиянием были созданы выдающиеся научные труды, во многом изменившие представления ученых об истории и культуре прошлого.

Таким образом, в системе современных культурологических наук существует плодотворное сотрудничество между историей культуры, теоретической культурологией и другими культурологическими дисциплинами. Одной из его важнейших сфер является создание исторических типологий культуры.

Контрольные вопросы:
Как соотносятся культурология и философия культуры?
В чем заключается специфика социологического подхода к анализу культуры?
Каков предмет истории культуры?
Что изучает культурная антропология?
Какой подход к исследованию культуры предлагался представителями эволюционизма?
Каковы механизмы феномена инкультурации?
Почему особый интерес для социологов представляют так называемые маргинальные субкультуры?
Опишите характерные черты структуралистского направления в культурной антропологии.
В чем рациональное зерно диффузионизма?
В чем суть функционального метода исследования культуры?
Чем неоэволюционизм отличался от эволюционизма XIX века?
В чем смысл «гипотезы Сепира-Уорфа»?

Термины и персоналии:
Теория культуры, философия культуры, история культуры, социология культуры, культурная антропология, этнография, натурализм, антинатурализм, эволюционизм, X Г.Спенсер, Э.Б.Тайлор (Тейлор), школа Боаса, диффузионизм, Э.Дюркгейм, функционализм, культурно-эволюционная школа (неоэволюционизм), Л.А.Уайт, этнолингвистика, Э.Сепир, Б.Уорф, гипотеза Сепира-Уорфа, Б.Малиновский, К.Леви-Стросс, структурализм, игровая теория культуры, Й.Хейзинга, школа «Анналов».


Флуд это зло !
Не флудить ! Не материться !
А иначе в первый раз бан на неделю а потом на месяц и больше...
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: