| Сегодня Пятница 19.04.2024

Sefirut.ru Тема 3. Экономическая система общества и критерии ее развити - Форум

[ Новые сообщения | Участники | Правила форума | Поиск ]
  • Стандартный размер шрифта
  • Большой размер шрифта
  • Огромный размер шрифта
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Sef  
Форум » Обучение и полезная информация » Экономика 2008г » Тема 3. Экономическая система общества и критерии ее развити
Тема 3. Экономическая система общества и критерии ее развити
AdminДата: Понедельник, 04.01.2010, 00:00 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 69
Награды: 1
Репутация: 100
Статус: Offline
Тема 3. Экономическая система общества и критерии ее развития в современной экономической литературе.

В процессе хозяйственной деятельности экономические отношения между людьми функционируют всегда как определенная система, включающая объекты и субъекты этих отношений, различные формы связей между ними. По словам Василия Леонтьева, экономика каждой страны - это большая система, в которой много разных видов деятельности, и каждое звено, компонент системы может существовать только потому, что получает что-либо от других, т.е. находится во взаимосвязи и взаимозависимости от других звеньев.
Таким образом, экономическая система - это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг.
Это означает, что в экономической системе хозяйственная деятельность всегда оказывается организованной, скоординированной тем или иным образом.
М.Фридмен в книге "Капитализм и свобода" рассматривает два способа координации экономической деятельности людей. Первый - это централизованное руководство, сопряженное с принуждением или иерархия: таковы методы армии, современного тоталитарного государства. Второй - это добровольное сотрудничество индивидов или спонтанный, стихийный порядок; главный сигнал к действию здесь - цены. Понижение или повышение цен на ресурсы и результаты труда подсказывает хозяйственникам, в каком направлении нужно действовать.
Понятие экономической системы разными экономистами трактуется по-разному:
экономическая система - это совокупность механизмов и институтов для принятия и реализации решений, касающихся производства, дохода и потребления в рамках определенной географической территории.
(П.Грегори, Р.Стюарт)
или
экономическая система включает все институты, организации, законы и правила, традиции, убеждения, позиции, оценки, запреты и схемы поведения, которые прямо или косвенно воздействуют на экономическое поведение и результаты.
(Ф.Прайор)
Такие определения показывают, что экономические системы многомерны.
Их можно формализовать:
ES = f (A1,A2,...AN),
где ES - экономическая система, определяемая свойствами (А), существующими в "N" количестве. Эти свойства могут выступать критериями при дифференцировании экономических систем, определении их типа.
Производительные силы (категория марксистской теории) - это система личностных субъективных и материально-вещественных объективных факторов общественного производства; это совокупность средств производства и людей, обладающих знаниями, производственным опытом, навыками к труду и приводящих средства производства в действие.
Главная производительная сила общества - люди, участники общественного производства. Средства производства есть результат деятельности разума, труда, хозяйственной деятельности человека. Совершенствование средств производства, освоение природных богатств, овладение законами развития природы и общества являются определяющими факторами непрерывного развития производительных сил.
Особое место в производительных силах занимает земля. В одних отраслях она используется преимущественно как предмет труда (добывающая промышленность), в других - как средство труда (в сельском хозяйстве). Но везде она служит материальным условием производства.
Производительные силы образуют ведущую сторону общественного производства. Каждой ступени развития производительных сил соответствуют (согласно марксизму) определенные производственные отношения, выступающие в качестве социально-экономической формы их движения.
Процесс труда составляет материальную основу процесса производства, но он не тождественен последнему. Процесс производства материальных благ и услуг включает в себя не только процесс труда, но и экономические отношения работников друг к другу в процессе трудовой деятельности. В процессе труда не только изменяются внешняя природа, блага, но и накапливаются знания, опыт, повышается квалификация людей, изменяется сам человек. В этом смысле труд создал человека и является главным фактором его развития.
Основными элементами процесса труда являются: труд как сознательная целенаправленная человеческая деятельность, предметы труда и средства труда.
Предметы труда - это то, на что направлен труд человека, что составляет материальную основу будущего готового продукта. Предметы труда либо даны самой природой (например, залежи руды), либо являются продуктом предшествующего труда, т.е. сырым материалом. Последний включает основное сырье (предметы, из которых непосредственно создаются продукты производства) и вспомогательные материалы (вещества, которые способствуют изготовлению продукта, например, в швейном производстве ими могут быть красители, нитки и др.).
В результате научно-технического прогресса человек создает предметы труда с заранее заданными свойствами (химическое сырье), такими, которых нет в природе. Природа, земля, а в широком смысле весь окружающий нас мир, включая околоземное пространство, составляют всеобщий предмет труда. Роль сырых материалов в производстве возрастает, однако первичной основой предметов труда остается земля.
Прежде чем вещество природы превратится в готовый продукт, оно должно пройти одну или несколько стадий обработки, появляется полуфабрикат. В отличие от готового продукта (вполне законченного результата труда, готового к потреблению) полуфабрикат - это продукт труда, которому предстоит пройти еще обработку, прежде чем стать готовым изделием, годным для потребления.
Общие моменты любой экономической системы
Производительные силы
Естественные:
природные ресурсы, возможности человека
и т.д. Общественные:
cредства производства, pазделение труда и т. д. Всеобщие:
наука, образование, культура и т.д.
Производственные отношения
Социально-экономические
(отношения
собственности) Организационно-экономические
(обмен опытом,
маркетинг,
менеджмент и др.) Технико-экономические
Ресурсы:
трудовые, природные, средства производства, научно-технические,
образовательные и т. д. Общественное
разделение труда:
Специализация
производства по
изготовлению продуктов Процесс труда
и его моменты: труд
средства труда,
предмет труда
Производственные возможности:
выбор из ограниченных ресурсов Результаты:
Материально-вещественный продукт, услуги Эффективность:
соотношение результатов
и затрат
Рис. 5.
Средства труда - вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда: то, чем человек воздействует на предмет труда, создавая готовый продукт. Средства труда являются важнейшим показателем уровня развития производства.
Материальные средства труда подразделяются на естественные (земля, палка, камень и т.п., прирученные домашние животные, органические удобрения, а также органы тела рабочего) и технические (т.е. искусственно создаваемые человеком). В состав технических средств труда входят орудия труда - различные машины, механизмы, приспособления, инструменты, двигатели, передаточные устройства. В условиях машинного производства механические средства труда развились в систему машин с тремя составными частями - рабочей машиной, двигателем, передаточным устройством. НТР добавила системе машин четвертый компонент - управляющее устройство, выполняющее функции умственного труда по управлению системой машин. Все большее применение находит так называемая кибернетическая техника, принципиальное отличие которой от любых других машин заключается в том, что она перерабатывает не энергию (как физические машины) и не вещество (как химические), а информацию. Получает распространение робототехника. Компьютеризация и автоматизация производства вызывает изменение роли человека: он постепенно выходит из непосредственного процесса производства и становится с ним рядом. По аналогии с организмом человека, механические средства труда можно определить как "костно-мускульную систему производства"; средства труда, которые служат для хранения предметов труда, составляют "сосудистую систему производства" (трубы, цистерны, сосуды и т.д.); управляющее устройство можно характеризовать как "нервную систему производства"; шоссе, мосты, трубопроводы, средства связи и коммуникации образуют общие условия производства. От средств труда следует отличать средства производства.
Средства производства - совокупность предметов труда и средств труда, которые всегда взаимосвязаны и соответствуют друг другу. Например, выпечка хлеба требует не только наличия муки (предмета труда), но и соответствующих печей, оборудования, зданий (хлебопекарен), лотков для хранения и перевозки хлеба (средств труда) и т.д.
Центральное место в экономической системе занимает взаимодействие производственных факторов.
Природные ресурсы, куда входят земля, нефть, вода, лес, газ, месторождения руды и др., используются в производстве и составляют его фактор. Эти ресурсы редки и во многих случаях их запасы с каждым днем уменьшаются.
Труд как фактор производства охватывает всевозможные способности и навыки человека, которые можно использовать при производстве благ и услуг. Если говорить точнее, в данном случае речь идет не о труде как целесообразной деятельности человека, а о рабочей силе.
Рабочая сила - совокупность физических и духовных сил человека, его способностей к труду. Потребление рабочей силы в процессе производства и есть труд, или целесообразная деятельность человека, направленная на изменение предметов природы, приспособление их к человеческим потребностям. Осознанность, целесообразность действий, направленность их на достижение необходимого результата, изготовление и использование орудий производства в процессе труда, а также обмен информацией, накопленным опытом характеризуют исключительно труд человека. Животные вносят изменения в природу инстинктивно.
Капитал как фактор производства состоит из зданий и сооружений, оборудования, инструментов, транспортных средств, средств сбыта и полуфабрикатов, используемых в производстве.
Сами по себе земля, труд и капитал не могут ничего создать. Человек (или группа людей), который берет на себя ответственность и риск за использование этих факторов производства и решает, как распорядиться данными ресурсами, называется предпринимателем. Чтобы принять правильные решения в организации и управлении фирмой, он должен обладать предпринимательскими способностями. являющимися четвертым фактором производства. Риск неизбежен, поскольку предприниматели покупают и используют факторы производства без какой-либо гарантии, что деньги, которые они получат от продажи своей продукции, покроют их затраты. У них нет никакой уверенности, что они получат прибыль. Только ожидание прибыли заставляет их идти на риск и принимать ответственность за свои решения.
В марксистской теории факторы производства классифицируются несколько иначе: вещественные факторы (средства производства) и личные факторы (рабочая сила). Это деление чрезвычайно важно в марксизме, так как показывает, что не все факторы производства создают прибавочную стоимость и прибыль, а только личный фактор. Именно рабочая сила является предметом эксплуатации.
Поскольку наши потребности безграничны, а наши ресурсы редки, мы не в состоянии удовлетворить все потребности. Приходится решать, какие товары и услуги необходимо производить, а от каких в определенных условиях следует отказаться.
Обществу приходится выбирать - производить пушки или масло, или производить и пушки, и масло в определенной пропорции. При этом возникает проблема рационального ведения общественного хозяйства. Эта проблема выбора всегда была и будет.

Рис. 6. Выбор альтернатив использования ресурсов
Эффективность использования ограниченных ресурсов
Проблема эффективности - основная проблема экономической теории, которая исследует пути наилучшего использования или применения редких ресурсов с тем, чтобы достичь наибольшего или максимально возможного удовлетворения безграничных потребностей общества (цель производства). Таким образом, экономическая наука - это наука об эффективности, об эффективном использовании редких ресурсов.
Экономическая эффективность характеризует связь между количеством единиц редких ресурсов, которые применяются в процессе производства, и получаемым в результате этого процесса количеством какого-либо продукта, т.е. охватывает проблему "затраты - выпуск". Большее количество продукта, получаемого от данного объема затрат, означает повышение эффективности. Меньший объем продукта от данного количества затрат указывает на снижение эффективности.
Проблема занятости ресурсов
Любое общество, каждый экономический агент стремятся эффективно использовать редкие ресурсы. Они стараются получить максимальное количество полезных товаров и услуг, произведенных из ограниченных ресурсов. Чтобы добиться этой цели, общество должно полностью использовать (полностью занять) свои ресурсы и таким образом обеспечить получение наиболее возможного объема производства.
Полная занятость обеспечивается использованием всех пригодных для этого ресурсов. Экономика должна обеспечить работой всех желающих и способных трудиться, использовать все пахотные земли и средства производства.
Поскольку использоваться должны только пригодные для этого ресурсы, то следует иметь в виду те ограничения, которые накладывают общественная практика и обычаи на признание ресурсов пригодными для применения. Законодательство или обычаи могут определять возрастные границы применения труда молодежи и престарелых. Для сохранения плодородия земель их необходимо периодически выводить из оборота (оставлять под паром).
Наибольший возможный объем производства обеспечивается эффективным распределением ресурсов по отдельным направлениям использования, с тем чтобы они вносили наибольший вклад в общий объем продукции. Очевидно, нецелесообразно направлять в сельское хозяйство боевого генерала, а кукурузой засевать земли от океана до океана. Каждый вид ресурсов должен использоваться по назначению и в адекватных условиях.
Применение наилучших из имеющихся технологий также необходимое условие получения полного объема производства. Сегодня мы не должны выплавлять сталь в мартеновских печах, как не должны и убирать урожай вручную.
Кривая производственных возможностей
Ресурсно-технологические и иные ограничения, в том числе и экологические, ставят во главу угла проблему производства оптимального в экономическом плане количества товаров и услуг.
Ограниченность ресурсов диктует необходимость выбора оптимума производственных ценностей и самого процесса производства, базируясь на принципах комбинации, замещения факторов с учетом эффекта масштаба производства.
Воспользуемся для иллюстрации примером П.Самуэльсона. Допустим, необходимо произвести только два товара: пушки и масло, представляющие альтернативу гражданского и военного производства. Если абсолютно все ресурсы общества израсходовать на производство масла, то можно получить его максимальное количество - 5 млн. кг; используя тот же ресурсно-технологический максимум, можно получить 15 тыс. пушек.
Однако общество может производить и то, и другое одновременно. Для этого необходимо снизить производство и масла, и пушек до уровня, ниже максимального. Объемы производства масла и пушек не только альтернативны, но и взаимозаменяемы в рамках ограниченных ресурсов. Значения альтернативных возможностей приведены в табл. 1.
Таблица 1.
Альтернативные возможности
производства масла и пушек
Возможможности Пушки,
тыс. шт. Масло, млн. кг
А 15 0
Б 14 1 1
В 12 2
Г 9 3
д 5 4
Е 0 5
Рис. 7. Кривая производственных возможностей

Рис. 8. Кривые производственных возможностей двух стран

Рис. 9. График производственных возможностей
Иллюстрация этой ситуации представлена на графике производственных возможностей (рис. 7), где по горизонтали отложено количество масла, а по вертикали - количество пушек. Зафиксировав цифры таблицы на графике и соединив их, получим кривую производственных возможностей.
Рассмотренный случай показывает, что экономика полной занятости всегда альтернативна, т.е. она должна выбирать между военным и гражданским производством путем перераспределения ресурсов.
Кривая производственных возможностей показывает значение альтернатив для общества. При абсолютном использовании ресурсов (в экономике полной занятости) все точки возможных комбинаций производства пушек и масла находятся на границе производственных возможностей.
Общество, находящееся на рассматриваемом (иллюстрируемом кривой) максимальном уровне производственных возможностей, ввиду отсутствия необходимых ресурсов не в состоянии одновременно увеличить военное и гражданское производство и переместиться в точку S.
В варианте же неполной загрузки производственных мощностей или безработицы различные комбинации производства пушек и масла находятся не на кривой, а, например, в точке Y. Эта точка показывает, что при использовании дополнительных ресурсов можно увеличить и гражданское, и военное производство.
Кривая производственных возможностей может иллюстрировать и различия, существующие в области производственных возможностей в отдельных странах. Так, на рис. 8 изображены кривые производственных возможностей двух стран - Франции и США.
Очевидно, что производственный потенциал США мощнее, чем Франции. Даже если бы Франция решила полностью сосредоточиться на производстве автомобилей, ее потенциал позволил бы ей достичь максимума в точке А1. США, поставив аналогичную задачу, достигнут максимума производства автомобилей в точке А2, что объясняется превосходством ресурсно-технологического обеспечения США в сфере автомобилестроения. Данные графика, разумеется, являются лишь абстрактной моделью реально существующих различий производственного потенциала двух стран. Но для нас на данном этапе анализа важно показать, что в каждый момент времени страна обладает ограниченными возможностями и не может вырваться за пределы границы производственных возможностей.
Вмененные издержки:
экономический и бухгалтерский аспекты
Кривая производственных возможностей, т.е. граница области производственных возможностей, характеризует одновременно и возможный, и желательный выпуск продукции. Из точек, лежащих на этой кривой и представляющих различные возможные сочетания выпуска альтернативных товаров, мы и должны (в силу гипотезы о рациональном поведении) выбрать ту, которая для нас наиболее предпочтительна.
Сравним точки В и С (рис. 9). Выбрав точку В1 мы предпочтем производство меньшего количества предметов потребления (Хв) и большего количества средств производства (Yв), чем выбрав точку С (Хс, Ус). Точнее, при переходе из точки В в точку С мы получим дополнительно Х = ОХс - OXв единиц предметов потребления, пожертвовав для этого Y = OYв – Oyс единиц средств производства.
Экономисты называют количество одного товара, которым необходимо пожертвовать для увеличения другого товара на единицу, вмененными (альтернативными) затратами, или затратами упущенных возможностей.
Экономист определяет вмененные издержки как потери других, альтернативных товаров или услуг, которые могли бы быть произведены с помощью тех же производственных ресурсов.
Бухгалтер регистрирует в качестве затрат расход самих ресурсов (или их стоимость).
Закон возрастания временных издержек
Внимательное рассмотрение формы кривой, а именно ее выпуклости вправо вверх, дает основание сделать определенные выводы. Эта выпуклость объясняется тем, что одни ресурсы могут использовать более производительно при производстве предметов потребления, другие - при производстве капитальных товаров. Двигаясь по границе производственных возможностей вправо вниз и изменяя таким образом структуру производства в пользу увеличения выпуска предметов потребления, нам придется все больше вовлекать в производство сравнительно малоэффективные для производства предметов потребления ресурсы. Поэтому каждая дополнительная единица выпуска предметов потребления будет требовать все большего сокращения производства средств производства. По мере приближения к любой из осей координат наклон кривой (к данной оси) будет увеличиваться, т.е. будут расти вмененные издержки (альтернативные затраты).
Таким образом, кривая производственных возможностей служит иллюстрацией четырех основных идей:
• ограниченность ресурсов подразумевает, что все комбинации выпуска продукции, расположенные с внешней стороны кривой производственных возможностей, неосуществимы;
• возможность выбора находит выражение в необходимости для общества проводить отбор из разных достижимых комбинаций продуктов, расположенных на (или внутри) этой кривой;
• нисходящий наклон кривой подразумевает понятие о вмененных издержках (альтернативных затратах);
• вогнутость кривой показывает увеличение вмененных издержек и, как следствие, уменьшение доходности.
Таким образом, основной проблемой эффективного функционирования экономической системы является проблема выбора.
Суть проблемы выбора в том, что, если каждый используемый для удовлетворения многообразных потребностей фактор ограничен, то всегда существует проблема альтернативности его использования и поиска лучшего сочетания факторов производства.
Отражением данной проблемы является постановка трех основных вопросов экономики.
Свойства хозяйственной системы как целого не тождественны простой сумме свойств, входящих в нее структурных элементов, появляются новое качество, новые свойства. Система всегда находится в развитии и обладает определенными свойствами: целостностью, упорядоченностью, стабильностью, изменчивостью, устойчивостью, подвижностью, противоречивостью.
Экономическое противоречие - это объективно необходимое динамическое отношение взаимоисключающих и взаимополагающих противоположностей, имманентных каждому экономическому процессу, это одновременное проявление в одном и том же экономическом процессе взаимоисключающих тенденций и свойств. Например, отношение спроса и предложения.
Экономическое противоречие всегда социально и предметов в том смысле, что люди вступают в противоречие друг с другом и с самими собой по поводу производства, обмена, распределения и потребления; материальных благ и услуг. Оно является сущностью и источником самодвижения экономических процессов.
Главное противоречие, которое привело к экономическому кризису в нашей стране, - противоречие между общественным характером производства и государственным, административно-командным, бюрократическим способом присвоения результатов производства. Среди других важнейших экономических противоречий важно отметить: противоречия между производством и потреблением; между ростом материальных и духовных потребностей и возможностью их удовлетворения; между удовлетворением материальных и духовных потребностей; между накоплением и потреблением и т.д.
Противоречия системы обусловливают и противоречивые тенденции в ее развитии: с одной стороны - к целостности (единообразию), с другой - к обособленности (разнообразию); с одной стороны - к централизации, с другой - к децентрализации; с одной - к обобществлению, с другой - к обособлению; к изменчивости и устойчивости и т.д. Это определяет волнообразный характер развития системы.

В экономической литературе взгляды на тенденции развития хозяйственных (экономических) систем различны. Одни считают, что определяющей тенденцией развития систем является тенденция к единообразию, унификации всех структурных элементов. Так, Е.Преображенский писал, что различные системы хозяйствования могут существовать в рамках национального хозяйства на основе полного экономического равновесия между ними, но такое равновесие длительно существовать не может, потому что одна система должна пожирать другую. Такое теоретическое представление составляет базу экономической политики в периоды реформ, направленных на полное истребление каких-либо экономических явлений и процессов (например, уничтожение частной собственности в переходный период от капитализма к социализму) и создание новых.
Другие экономисты считают, что сосуществование различных экономических систем взаимно обогащает эти системы, что ведет к экономическому росту и возникновению качественно новой хозяйственной системы. Так, Н.Бухарин считал: самый глубокий смысл НЭПа заключается в том, что впервые открыта возможность взаимного оплодотворения разных хозяйственных сил, на основе чего и обеспечивается рост. Современная теория конвергенции строится на тезисе о том, что разные экономические системы в процессе собственного развития и совершенствования в конечном счете сольются и создадут новую хозяйственную систему.
Такая противоречивость взглядов отражает противоречивость развития экономической системы, когда одна тенденция приходит на смену другой.
Современное развитие многих стран подтверждает этот теоретический вывод: всеобщее огосударствление сменяется разгосударствлением; всеобщее планирование - отказом от него; централизация - децентрализацией и т.д. Чем сильнее колебания, тем больше трудностей в развитии экономики страны.
Современный мир характеризуется наличием самых разных экономических систем, которые, возникая в тот или иной исторический период, не оставались, неизменными, а постоянно развивались. Чтобы лучше понять то или иное явление в жизни общества, необходимо наблюдать его не у одного какого-нибудь народа и не в одну какую-либо эпоху, а рассматривать его в процессе исторического развития, т.е. уяснить его как нечто изменчивое, формирующееся, проходящее определенные фазы, ступени развития.


Флуд это зло !
Не флудить ! Не материться !
А иначе в первый раз бан на неделю а потом на месяц и больше...
 
Форум » Обучение и полезная информация » Экономика 2008г » Тема 3. Экономическая система общества и критерии ее развити
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: