Введение Культурология находится сегодня на стадии становления. Большое количество интересных идей, выдвинутых талантливыми учеными-культурологами, актуальность рассматриваемых культурологией проблем для отдельных людей и общества в целом позволяют предполагать, что эта наука может стать одним из основных путей развития гуманитарных знаний в XXI веке. К особенностям культурологического исследования культуры, выделяющим его из других видов гуманитарных исследований, можно отнести его комплексный, системный, целостный характер, сочетающийся со стремлением к различению и детальному описанию разных типов культурных явлений. Культурологию интересуют все многообразные проявления культуры: в религиозном, экономическом, художественно-эстетическом, научном, этическом, техническом, политическом и других аспектах, поэтому именно культурология является основой современного гуманитарного знания, особенно необходимого современной молодежи.
Цели дисциплины: развитие гуманитарной культуры студентов в гармоничном синтезе с профессиональным образованием;
ознакомление студентов с важнейшими проблемами истории и теории культуры;
усвоение студентами основ культурологического знания, формирование представлений о закономерностях развития мировых культур;
формирование умений выделять доминирующие в той или иной культуре ценности, значения и смыслы, составляющие историко-культурное своеобразие;
подготовка студентов к профессиональной деятельности в мультикультурном социуме.
Задачи дисциплины: овладение базовым понятийным аппаратом культурологии;
рассмотрение основных подходов к определению места культуры в социуме;
ознакомление со структурой современного культурологического знания;
формирование представлений о культуре как о социально-историческом феномене;
формирование представлений о социокультурной динамике, типологии и классификации культур, внутри- и межкультурных коммуникациях;
ознакомление с основными направлениями методологии культурологического анализа;
формирование представлений о социокультурной роли религий;
ознакомление с основными подходами к определению цивилизационно-культурной принадлежности России.
Учебно-методическое пособие по курсу «Культурология» составлено в полном соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по дисциплине. В данном пособии дается представление о культурологии и ее месте в системе гуманитарного знания; раскрывается содержание ее основных понятий, таких как культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация; анализируется соотношение народной, массовой и элитарной культур; рассматриваются такие явления, как глобализация, постмодернизм; представляется характеристика постиндустриального и информационного общества; анализируются место и роль России в мировой культуре.
В данном учебно-методическом пособии темы: «Наука и культура», «Правовая культура», «Политическая культура» не рассматриваются подробно, они изучаются студентами самостоятельно.
При составлении учебно-методического пособия использовалось содержание следующих литературных источников:
Культурология: конспект лекций / Под ред. Г.В. Драча, 2007.
Культурология: Учебное пособие / Сост. и отв. ред. А.А. Радугин, 2001.
Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология, 2007.
Краткий курс по культурологии / Под ред. Г.С. Антосевич, 2008.
Культурология: кредитно-модульный курс / Д.Е. Погорелый, Е.А. Подольская, В.Д. Лихвар, 2007.