| Сегодня Суббота 21.12.2024

Sefirut.ru Культурология как наука - Форум

[ Новые сообщения | Участники | Правила форума | Поиск ]
  • Стандартный размер шрифта
  • Большой размер шрифта
  • Огромный размер шрифта
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Sef  
Культурология как наука
AdminДата: Среда, 23.09.2009, 00:43 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 69
Награды: 1
Репутация: 100
Статус: Offline
Раздел I. Введение в проблемы культурологии.
Тема 1. Культурология как наука
1.1. Культурология и гуманитаризация образования.
1.2. Сущность культурологии как науки. Формирование культурологического знания.

1. 1. Культурология и гуманитаризация образования

Культура представляет собой некий феномен общественной жизни, раскрывающий особенности сознания и деятельности людей в конкретных формах (культура труда, культура быта, художественная культура, политическая культура, правовая культура и др.), а также способ жизнедеятельности человека, социальной группы и общества в целом. Без мира культуры невозможно представить мир личности.

В современных условиях общей гуманитаризации образования происходит переориентирование всей системы высшей школы на новые цели, обусловленные ценностью бытия каждого человека и общества в целом. Главный целевой ориентир – помочь человеку найти свое место в культурном пространстве и максимально реализовать свои возможности в сложном, изменчивом мире. Культурное пространство обладает множеством измерений. Разнохарактерные типы творчества и духовной жизни, предметы, образы, идеи и живые личности вступают друг с другом в сложные и непредвиденные отношения. Как ориентироваться в огромном море взаимосвязей? В этом помогает пришедшая сравнительно недавно в российские вузы новая дисциплина - культурология, одна из ведущих дисциплин социогуманитарного цикла.

Проблемы, которые изучаются в рамках культурологии, возможно, и обсуждались ранее другими науками, но не ставились в центр исследования.

Что же это за проблемы? Среди важнейших можно выделить следующие. Процесс перехода человечества от «докультурного» состояния к культурному. Значение культуры для человека: является ли она средством адаптации, формой саморазвития или тяжелым бременем, ради которого надо жертвовать жизнью и здоровьем? Какова система культуры, как связаны в ней разнопорядковые явления, например, язык и политика, искусство и наука, религия и наука? Как объяснить стабильность и изменчивость культуры? Чем обусловлено отличие культур друг от друга? Как нам всем, представителям различных культур, уживаться в мировом сообществе? Почему одни культуры растут, развиваются, усиливаются, а другие слабеют и угасают?

Ответить на все эти и подобные вопросы и призвана культурология - «место встречи» представителей разных наук. Она облегчает взаимопонимание и служит утверждению в обществе идеалов добра, красоты, гармонии, гуманизма, поиску новых отвечающих духу времени подходов в изучении общественных процессов.

1.2. Сущность культурологии как науки. Формирование культурологического знания

Культурология (от латинского culture и греческого logia - наука) - наука, изучающая культуру как целостную систему, исследующая все многообразие культурных явлений и связей между ними, стремящаяся дать научное описание различных форм культуры.

Культурология стала формироваться в сфере гуманитарного знания в XX веке, хотя еще в XIX веке английский религиовед и антрополог Э.Б. Тайлор выдвинул идею создания особой «науки о культуре» (a science of the culture). Впервые термин «культурология» как название особой науки, предметом исследования которой была бы культура, предложен немецким химиком и философом В.Оствальдом в 1909 году. Однако широко использоваться данный термин стал благодаря американскому антропологу Л.А. Уайту. Именно Уайт (начиная с 1939 года) стал понимать культурологию как принципиально новый путь изучения культуры. Путь, ведущий от частных наук, специализирующихся на рассмотрении отдельных аспектов и форм культуры, к целостному исследованию культуры.

Следует осознавать, что культурология является поздним этапом развития гуманитарных наук в рамках западной цивилизации. Она - плод многовековой западной (иногда говорят «средиземноморской») гуманитарной традиции. Основы этой традиции были заложены в Древней Греции (Элладе), где сформировалась «пайдейя» (paideia) - система образования и воспитания, которая должна была вложить в человека знания и душевные свойства, достойные свободного гражданина (в противоположность рабу) и образованного эллина (в противоположность варвару). При этом уделялось равное внимание как развитию тела («гимнастическое» воспитание), так и развитию духа и разума («мусическое» воспитание). В последнем случае главными предметами изучения были поэзия, музыка, красноречие и философия, в которую входили элементы научных знаний о человеке и мире. В эпоху поздней античности, у древних римлян, «пайдейя», развиваясь и совершенствуясь, превратилась в обучение «благородным искусствам» (artes optimae), или «свободным искусствам» (artes liberates). Они включали в себя грамматику, риторику (искусство красноречия), философию, естественнонаучные знания (по математике и астрономии).

«Свободные искусства» продолжали преподаваться в школах и университетах средневековой Европы (V-XVI вв. н.э.), однако уже в религиозно-культурной среде, весьма отличной от греко-римской античности. Господствовавшая в средние века христианская Церковь подчинила образование и науку богословию, впрочем, сохраняя и развивая науки как пути познания Божьих замыслов о человеке и Вселенной. Эпоха Возрождения (XIV-XVI века) пыталась восстановить античное понимание мира, вновь поставив в его центре не столько Бога, сколько человека. Поэтому культура Возрождения базировалась на идеале «гуманизма», то есть «человечности» (от лат. humanitas), направленного на полную реализацию всех способностей человека в науке, искусстве, общественной жизни. В эту же эпоху началось систематическое научное исследование культуры прошлого, прежде всего античной культуры. Коллекционирование и изучение древних рукописей, памятников скульптуры и архитектуры, интерес к античной истории, философии, мифологии стали основой того, что мы сегодня называем гуманитарными науками.

В XVII-XX веках произошли грандиозные изменения в науках о природе, ряд так называемых «научных революций». Эти изменения не могли не затронуть и гуманитарные науки, так как идеалом научности стало точное, математическое, экспериментальное естественнонаучное знание. Ученые-гуманитарии обращаются от изучения человека к описанию процессов и структур в истории человеческого общества и культуры. При этом сам человек как бы «растворяется» в этих процессах и структурах, «выпадает» из гуманитарных исследований. Яркими воплощениями данной тенденции стали позитивизм (ориентация на «положительные», то есть, прежде всего, естественнонаучные знания) XIX века и структурализм в XX веке. «Человек ушел, да здравствуют структуры!» - это своего рода девиз гуманитарных наук последних столетий. В данном русле развития науки и возникает культурология с ее стремлением к системному и объективному описанию культурных явлений. Однако в конце XX века в культурологии, в том числе российской, усиливается стремление вернуться к классической гуманитарной традиции, вновь сделать человека основной проблемой, главным мерилом и ценностью гуманитарных исследований. Но речь не идет, вместе с тем, и об отказе от достижений науки XIX-XX веков.

Формирование культурологии имело ряд важных предпосылок в истории науки и культуры. Отметим важнейшие из них. В ходе Великих географических открытий XV-XVIII веков европейцы близко познакомились с культурами неевропейских народов, был собран огромный этнографический материал, изучены высокоразвитые культуры Китая, Индии, Арабского Востока. Это привело в XIX веке к появлению научного востоковедения и этнографии. Еще в XVIII веке немецкий ученый И.Винкельман исследователь античного искусства, заложил основы научного искусствоведения. Немецкие философы И.Гердер и Г.Гегель в конце XVIII - начале XIX вв. обосновали идею исторического развития человеческого общества и культуры. Создание сравнительного языкознания (лингвистики), историко-критического метода, социологии (О.Конт, К.Маркс, Э.Дюркгейм, М.Вебер), попытка спроецировать на жизнь человеческого общества идеи эволюционной теории Ч.Дарвина невероятно обогатили гуманитарное знание. Появилась проблема обобщения имеющейся информации о различных сферах культуры на основе каких-то теорий культуры. Далеко не случайно большой интерес к теоретическому осмыслению культуры с середины XIX века начинают проявлять философы (представители одной из самых «теоретичных» наук), возникают различные школы философии культуры.

Разумеется, на становление и развитие культурологического знания повлияли не только научные достижения, но и социально-культурные процессы, в наибольшей степени влиявшие на историю человеческой цивилизации в XIX-XX веках и в современную эпоху. Среди них можно назвать изменение баланса между естественной (природной) и искусственной (созданной человеком) средой. Ряд революционных перемен в науке и технике радикально изменили представления о возможностях человека (использование атомной энергии, освоение космоса, генная инженерия, пересадка человеческих органов или замена их искусственными и т.п.), заставили пересмотреть традиционные взгляды на проблему «природа - культура». В том числе и в связи с возможностью экологической катастрофы, частичного или полного разрушения человеком природной среды. Не меньшее значение имеет и создание всемирных экономических, торгово-финансовых, политических, информационных, образовательных и других структур (так называемая глобализация), что привело к «прозрачности» некогда трудно преодолимых границ между цивилизациями и культурами, породило у многих людей страх перед утратой культурной и религиозной самобытности. Характерное для современного мира переплетение религиозных, национальных, военных, экономических и иных противоречий требует не только социологического, политологического или религиоведческого, но и культурологического осмысления.

Особенно актуально подобное осмысление применительно к ситуации в нашей стране. Россия на собственном, нередко трагическом, опыте ощутила все основные историко-культурные тенденции современности. У нас, как и в ряде других стран, где существовали диктаторские, коммунистические или фашистские режимы, был осуществлен ряд экспериментов с культурой. Например, советская «культурная революция», призванная уничтожить старую и создать новую систему культурных ценностей, или «шоковое» вхождение в орбиту западной цивилизации в последнее десятилетие XX века. Следствием этих экспериментов стали разрыв с культурой прошлого (и советского, и дореволюционного российского), трудности с культурным самоопределением (идентификацией). Принадлежит ли Россия к Западу, Востоку, Евразии или является совершенно особой культурой? Куда может вести путь дальнейшего общественно-экономического и культурного развития нашей страны? Ответы на эти и множество подобных вопросов нельзя найти без помощи культурологии.

К особенностям культурологического исследования культуры, выделяющим его из других видов гуманитарных исследований, можно отнести его комплексный, системный, целостный характер, сочетающийся со стремлением к различению и детальному описанию разных типов культурных явлений. Для культурологии свойственно стремление объединить, синтезировать материал отдельных наук о культуре, но сделать это не путем механического соединения их достижений, а на базе хорошо обоснованных теорий культуры. Возможность теоретического обобщения множества фактов и междисциплинарный характер исследований дают культурологии преимущество многостороннего, «объемного» изображения культур различных народов и эпох.

Итак, культурология является сегодня самостоятельной наукой о культуре во всех ее формах и проявлениях. Единым объектом культурологии выступает весь мир созданных человеком вещей, сооружений, окультуренной территории, исторических событий, технологий деятельности, форм социальной организации, знаний, понятий, символов, языков коммуникации и т.п.

Предметом культурологии (т.е. конкретной направленностью данной самостоятельной науки) является:
изучение закономерностей развития культуры как сверхсложной системы – ее содержания, структуры и функций;
раскрытие динамики и технологий ее функционирования, транслирования и интерпретации;
прояснение понятий «диалог культур», «взаимодействия культур», «культурный кризис», «тип культуры», «массовая культура», «элитарная культура», «динамика культуры», «культурный регресс», «культурная политика» и многих других;
изучение генезиса и процесса взаимодействия культуры и цивилизации;
поиск общего и особенного в исторических судьбах различных культур;
выявление смыслов каждого исторически сложившегося типа культуры;
соотношение культуры и науки, культуры и религии, культуры и природы, культуры и морали, культуры и идеологии;
выявление специфических особенностей и базовых ценностей российской культуры.

Контрольные вопросы:
Почему возникла необходимость в культурологии как самостоятельной научной дисциплине?
Когда культурология обрела статус самостоятельной науки?
Какие проблемы изучаются в рамках культурологии?
Почему в России изучение культурологических проблем особенно актуально?
Какие социально-культурные процессы в наибольшей степени повлияли становление и развитие культурологического знания в XIX-XX веках и в современную эпоху?

Основные понятия и персоналии:Культура, культурология, гуманитаризация, гуманизм, Э.Б. Тайлор, В.Оствальд, Л.А. Уайт, пайдейя, гимнастическое воспитание, мусическое воспитание, «свободные искусства», научная революция, позитивизм, структурализм, И.Винкельман, эволюционная теория, Ч.Дарвин, глобализация, «культурная революция», объект культурологии, предмет культурологии.


Флуд это зло !
Не флудить ! Не материться !
А иначе в первый раз бан на неделю а потом на месяц и больше...
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: