| Сегодня Понедельник 30.12.2024

Sefirut.ru Тема 5 Методология культурологии - Форум

[ Новые сообщения | Участники | Правила форума | Поиск ]
  • Стандартный размер шрифта
  • Большой размер шрифта
  • Огромный размер шрифта
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Sef  
Тема 5 Методология культурологии
AdminДата: Пятница, 15.01.2010, 20:48 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 69
Награды: 1
Репутация: 100
Статус: Offline
Тема 4. Методология культурологии

4.1. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования.
4.2. Теоретические исследования в культурологи.
4.3. Прикладные культурологические исследования.
4. 4. Методы культурологических исследований.
4.1. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования

Эмпирический и теоретический уровни научного исследования - понятия, широко используемые философией науки, науковедением, историей науки. В научном знании выделяются:
эмпирические (от греч. «empeiria» - «опыт») - исследования, направленные непосредственно на изучаемый объект и опирающиеся на данные наблюдения и эксперимента;
теоретические (от греч. «theoria» - «созерцание, усмотрение умом») - исследования, связанные с развитием понятийного аппарата науки, познанием общих закономерностей изучаемого явления.

Между эмпирией и теорией существует сложная система взаимосвязей. Та и другая сфера научных исследований необходимы для существования и развития науки. Большинство ученых занимаются, как правило, либо эмпирической (экспериментаторы, собиратели фактов), либо теоретической научной работой. Но есть и исключения, в том числе в культурологических науках. Например, Л.Г. Морган, З.Фрейд, Б.Малиновский, К.Леви-Стросс и собирали факты эмпирическими методами, и осмысливали их теоретически.
4.2. Теоретические исследования в культурологии

Культурология выступает как общая теория культуры, стремящаяся обобщить факты, предоставляемые отдельными изучающими культуру науками. Поэтому особое значение в культурологии приобретают теоретические исследования: разработка теорий, которые бы позволили систематизировать историко-культурный материал.

Научная теория, в том числе культурологическая, является сложным построением, включающим в себя различные элементы: понятийный аппарат, логические и научно-исследовательские схемы, научные модели, методики экспериментальной проверки теоретических построений и многое другое. Не затрагивая иных аспектов теоретической культурологии, рассмотрим основные понятия, или категории, используемые культурологической наукой. Данные категории составляют фундамент теоретической культурологии. Разумеется, они связаны со всеми элементами культурологических теорий, «встроены» в эти теории.

Среди наиболее широко распространенных понятий (категорий) теории культуры можно назвать: функции культуры, культурные явления, культурные объекты, свойства культуры, типы исторического развития культуры, культурные процессы, культурные смыслы, символы культуры, культурные ценности, культурное поведение, культурные контакты и взаимодействия (аккультурация) и их различные формы, культурная среда, инкультурация (вхождение человека в культурную среду), культурные и социокультурные институты (организации, осуществляющие функционирование культуры), культурная политика, культурные и социокультурные группы, система культуры, социальные, национальные, исторические и иные типы культур и т.д. Особое значение для культурологической мысли имеет понятие «цивилизация», во многом близкое по значению к понятию «культура».

Теоретическая культурология постоянно обновляет свой категориальный (понятийный) аппарат, как и другие элементы культурологических теорий. Этот процесс связан с формированием новых течений культурологической мысли, новых научных и философских направлений, новых точек зрения на культурологическую проблематику. Так, с появлением в 70-80-х годах XX века постмодернизма в язык культурологов вошли понятия «симулякр», «деконструкция», «виртуальность», «телесность», «ризома» (особый тип ненаправленного развития, развития «во все стороны») и др.

Теоретические исследования в культурологии постоянно стимулируются творческим обменом между этой наукой и социологией, антропологией, лингвистикой, историей, философией и другими гуманитарными науками.

Теории культуры опираются на серьезную фактическую базу и имеют целый ряд практических применений. Все это позволяет теоретической культурологии быть живой и плодотворной частью культурологического и гуманитарного знания.
4.3. Прикладные культурологические исследования

В культурологической науке можно выделить исследования фундаментального теоретического характера, конкретного теоретического характера, экспериментального или направленного на сбор научного материала характера (по типу «полевых» исследований в этнографии), а также ряд промежуточных между ними форм научной работы. Наряду с ними в культурологии существуют и прикладные, то есть имеющие практическое значение и применяемые на практике, исследования.

Практически-прикладные аспекты культурологии весьма многообразны. Приведем в качестве примеров некоторые из них.

Культурологические знания позволяют проводить экспертизу различных проектов культурной политики, законов и юридических документов, которые направлены на регулирование деятельности институтов культуры (искусства, науки, образования).

В последние годы культурология стала основой процесса так называемой культурологизации российского образования, то есть насыщения программ школ и вузов культурологической информацией. Цель культурологизации образования - помочь школьникам и студентам сформировать систему культурных ориентиров, необходимых в условиях резких общественных и культурных перемен как в России, так и во всем мире.

Прикладное значение культурологии проявляется и в том, что она участвует (наряду с психологией, социологией, педагогикой) в изучении явлений социализации, культурализации, то есть «вживания» человека в определенную общественно-культурную систему.

Еще одно направление прикладных культурологических исследований - это охрана культурного наследия, изучение возрождающихся культурных традиций, например, традиций казачьих культур России, форм религиозной культуры и т.д.

Высокая степень изученности вопросов взаимодействия культур делает культурологию незаменимым помощником в исследовании причин конфликтов на национальной, культурной и религиозной почве и выработке мер по предотвращению такого рода конфликтов или ликвидации их последствий.

Теории социокультурного развития в культурологии являются хорошей основой для социального и культурного прогнозирования и проектирования на различные периоды времени.

Новые направления прикладных исследований в культурологии порождаются потребностями общества, сложными проблемами, постоянно встающими перед ним.
4.4. Методы культурологических исследований

Понятие «метод» означает способ, путь, подход исследования, выступающие как совокупность приемов, операций, процедур познавательной деятельности, обеспечивающих ее соответствие природе изучаемого объекта и как следствие - истинность познания. В нашем случае речь идет о том, как надо изучать культуру, чтобы она открывала свои тайны.

Это зависит от следующих факторов. Во-первых, от ответа на вопрос, что есть культурология, ибо культуру, как отмечалось выше, изучают многие науки. Во-вторых, исключительно важно определиться с объектом культурологических исследований (из общей теории познания следует, что методы познания в решающей мере зависят от природы изучаемого объекта). В-третьих, если таким объектом является культура, то под каким углом зрения она изучается, что конкретно ищет в ней культуролог. Наконец, все это определяется осмыслением, трактовкой самого понятия «культура».

В культурологии как научной дисциплине акценты (по сравнению с философией культуры) смещены с понимания культуры «в целом» или «в общем» на изучение ее в определенных пространственно-временных границах, на описание и объяснение ее конкретных форм с опорой на определенный материал, что предполагает использование и особенных, а не только всеобщих (философских) методов.

Культурология использует все методы социогуманитарного познания, прежде всего, философские. Их конкретный выбор определяется, во-первых, целями исследования, во-вторых, трактовкой понятия «культура», его содержанием.

В частности, прежде всего используется диалектический метод, предполагающий рассмотрение культуры как развивающегося, внутренне противоречивого, многостороннего явления, требующего конкретного изучения.

Системный метод позволяет рассматривать культуру как систему, элементы которой находятся в единстве и формируют своим взаимодействием целостность, в свете которой имеет смысл каждый элемент.

Структурно-функциональный метод применяется, если необходимо выделить и рассмотреть элементы, составляющие культуру, выявить роль каждого такого элемента в ее функционировании.

В этих целях широко используется аналитический метод, позволяющий рассматривать явления культуры, так сказать, в чистом виде.

Популярное сейчас изучение культуры в ходе ее «диалога» с другими культурами делает необходимым использование компаративного метода - сравнения культур по какому-либо основанию, признаку.

Если такое сравнение имеет целью обобщение характеристик культурных «организмов», то речь идет о типологическом методе.

Кроме использования указанных общих методов, в зависимости от конкретной трактовки культуры могут дополнительно применяться и особенные методы, которые по своей сути совпадают с той или иной концепцией понимания сущности культуры.

Так, если культура рассматривается как совокупность конкретных ценностей, форм, социальных связей, опредмеченных форм культурной деятельности, механизма передачи культурных навыков от человека к человеку, то для ее изучения используется культурантропологический метод.

Трактовка культуры как формы общения людей посредством прежде всего языка делает востребованным семиотический метод.

Символически-знаковая концепция культуры предполагает для ее исследования герменевтический метод.

Изучение культуры как характеристики человека, как «меры человеческого в человеке» предполагает опору на биографический метод и т.д.

Большую роль в культурологии играют такие общенаучные методы, как исторический метод исследования (анализ предпосылок, процесса возникновения, этапов развития изучаемого целого) в единстве с логическим (выявление законов движения этого целого с учетом логики самого исследователя).

В процессе культурологического анализа используются частные методы конкретных дисциплин, составляющих эмпирическую базу для культурологии, такие как методы полевой этнографии - описание, классификация, наблюдение; открытые интервью в психологии и социологии; методы исторических наук, такие как, например, сравнительно-исторический, анализ текстов, и т.п.

С точки зрения М.Вебера, науки об обществе и о культуре должны пользоваться одновременно и методом понимания, и методом объяснения. Понимание - метод, исходящий из особенностей культурологии как «науки о духе», в которой познание направлено не на выявление причинных зависимостей и общих законов происходящего, а на осмысление индивидом собственной жизни. Если природу мы объясняем, то душевную жизнь понимаем. Поэтому интуицию также можно рассматривать в качестве метода культурологических исследований.
Контрольные вопросы:
Каково происхождение слова «культура»?
Как объяснить многообразие определений понятия «культура»?
Какие существуют подходы к изучению культуры?
Как вы понимаете мысль Гердера «Культура – это второе рождение человека»? Смысл какой функции культуры отражен в этой мысли?
Какие функции культуры вам известны?
Термины и персоналии:

Эмпирические исследования; теоретические исследования; прикладные исследования; метод; методы: диалектический, системный, структурно-функциональный, аналитический, компаративный, типологический, культурантропологический, семиотический, герменевтический, биографический, исторический.


Флуд это зло !
Не флудить ! Не материться !
А иначе в первый раз бан на неделю а потом на месяц и больше...
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: