| Сегодня Пятница 19.04.2024

Sefirut.ru Тема 6 Сущность и функции культуры - Форум

[ Новые сообщения | Участники | Правила форума | Поиск ]
  • Стандартный размер шрифта
  • Большой размер шрифта
  • Огромный размер шрифта
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Sef  
Форум » Обучение и полезная информация » Культорология » Тема 6 Сущность и функции культуры
Тема 6 Сущность и функции культуры
AdminДата: Пятница, 15.01.2010, 20:49 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 69
Награды: 1
Репутация: 100
Статус: Offline
Раздел 2. Теория культуры
Тема 5. Сущность и функции культуры

5.1. Понятие «культура», его формирование и философское осмысление
5.2. Основные интерпретации и аспекты понятия «культура»
5.3. Функции культуры
5.1. Понятие «культура», его формирование и философское осмысление

Понятие «культура» принадлежит к числу фундаментальных понятий в языке западной цивилизации. Такого рода понятиям всегда трудно дать определение. Частное понятие, как правило, определяется через более общее. Кроме того, определение предполагает выделение ряда признаков, характеризующих данное понятие. Когда же мы сталкиваемся с базовыми понятиями, которые сами по себе являются предельно общими и характеризуются тысячами разных признаков, определять их приходится другим образом. Необходимо проследить историю такого понятия, выявить соотносимые с ним и дополняющие его термины, описать область явлений, которое оно обозначает.

Понятие «культура» происходит из латинского языка, языка древних римлян. Первоначально слово cultura означало «обработка, уход, возделывание земли, земледелие». Оно также было близким по происхождению и значению к слову «культ» (cultus). Оба они указывали на почитание богов, религию. Начиная с I века до н.э. слово «культура» стало обозначать и воспитание человека, развитие его души, образование. Впервые такое употребление термина «культура» встречается в трудах великого римского оратора и философа Цицерона. Как и все образованные римляне, Цицерон блестяще владел древнегреческим языком, был хорошо знаком с литературой и философией Древней Греции. Он приблизил смысл латинского слова «культура» к смыслу греческого понятия «пайдейя». Греки видели в «пайдейе» (воспитанности, образованности) свое главное отличие от варваров. Таким образом, культура (образованность) через противопоставление оказалась связана с представлениями о варварстве, дикости, невежестве.

Другим понятием, которое еще в древней философии было одновременно противопоставленным и взаимодополняющим для слова «культура», явилось понятие «природа», «натура» (от лат. «nature» - «природа»). Природа противостояла культуре как мир естественности, а не искусственности, космических сил, а не человеческих действий, врожденных инстинктов, а не установленных человеческим разумом законов и норм морали.

В эпоху поздней Римской Империи (III-V вв. н.э.) понятие «культура» сблизилось по смыслу со словом «цивитас» (лат. «civitas»), которым римляне обозначали общество граждан, государство, живущее по справедливым законам, городской образ жизни, противопоставлявшийся деревенской дикости и невежеству.

Данные значения, главными из которых были «воспитанность, образованность», закрепились за словом «культура» на очень долгое время. Средние века (V-XVII вв. н.э.), эпоха Возрождения (XIV- XVI вв.) внесли мало нового в развитие этого понятия. Правда, в период Возрождения «культура» в большей степени стала связываться с признаками личного совершенства, с соответствием гуманистическому идеалу человека, основанному на античных образцах.

Слово «культура» окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия в XVIII - начале XIX вв., в эпоху Просвещения. В это время оно использовалось вместе с близким по смыслу термином «цивилизация», возникшим на основе древнеримского понятия «civitas». Деятели Просвещения полагали, что цивилизованность, или культурность европейских наций заключается в стремлении организовать свою жизнь на разумных началах, а проявляется цивилизованность в достижениях европейцев в области ремесел, наук и искусств. Этому противопоставлялись дикость и варварство древних и неевропейских народов.

Представители позднего Просвещения, немецкие философы И.Гердер и Г.Гегель, разработали концепции исторического развития культуры, ее прогресса. Они рассматривали культуру как духовную эволюцию человечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, религии. Идеи прогресса, эволюционного развития стали преобладающими в мировоззрении людей XIX века, которым прогресс культуры стал представляться бесконечным процессом все большего ее совершенствования. Лишь в XX веке человечеству пришлось пережить разочарование в этих надеждах.

Таким образом, философское понятие «культура» фиксирует общее отличие человека, его жизнедеятельности, созданного человеком мира искусственных вещей и явлений от природных явлений. Культура - это то, что создал человек, природа, то, что существует независимо от него. Понятия «культура» и «природа» дополняют друг друга и определяются через отличие друг от друга.

Одной из сложнейших задач является проведение границы между природными и культурными явлениями. И нигде эта граница не бывает столь неясной и неопределенной, как в самом человеке. Различение и взаимосвязь природных и неприродных (культурных) проявлений в жизни человека и человеческого общества являются одной из основных проблем философии культуры, культурологии и гуманитарных наук в целом.
5.2. Основные интерпретации и аспекты понятия «культура»

Понятие «культура» является одним из наиболее многозначных понятий литературного и научного языка. Главная причина подобной многозначности - сложность той системы самых разнообразных явлений в жизни отдельного человека, групп людей и всего человеческого общества в целом, которая обозначается данным понятием. Поэтому то или иное видение культуры, то или иное осмысление культуры зависит от подхода к ее изучению, предпосылок, которые лежат в основе этого подхода, точки зрения, с которой исследуется культура. В результате образуется великое множество интерпретаций понятия «культура». Ниже мы рассмотрим лишь некоторые из них в качестве примеров.

Деятельностный подход рассматривает культуру как особый вид человеческой деятельности, осуществляемой людьми наряду с экономической, социальной, политической, интеллектуальной или иной деятельностью.

Семиотический (от греч. «sema» - «знак») подход видит в культуре сложноорганизованную систему знаков.

Игровой подход исследует культуру как свод определенных правил некой «игры». Люди добровольно подчиняются этим правилам или нарушают их, проявляя тем самым свою человеческую свободу. Этой свободе противостоит необходимость, господствующая в сфере законов природы и инстинктов.

Аксиологический (от греч. «axios» - «ценный, достойный») подход позволяет изучать культуру как систему ценностей, которые регулируют отношение человека к предметам и явлениям окружающего мира, позволяют ориентироваться в нем.

Феноменологический (от греч. «phainomenon» - «образ, явление») подход, используя идеи философского учения о явлениях, стремится посмотреть на культуру через призму проблем сознания. Сознание придает смыслы предметам и образует многообразный мир явлений, одной из областей которого является культура.

Помимо данных подходов к исследованию культуры, которые можно назвать методологическими, выделяются и дисциплинарные подходы. Они определяются особенностями научных дисциплин, занимающихся изучением культуры. В каждой из этих наук свой понятийный аппарат, своя фактологическая и теоретическая база, свои традиции и организационные структуры. Поэтому изучение культуры и интерпретации самого понятия «культура» столь существенно отличаются в философии, истории, этнографии, культурной антропологии, социологии, искусствоведении и других гуманитарных науках.

Каждое из многообразных определений культуры сосредоточивается на какой-то одной стороне, характеристике, качестве культуры. Как правило, они не являются взаимоисключающими. Во всех случаях культура - это то, что отличает человека от животных, культура - это характеристика человеческого общества, культура не наследуется биологически, но предполагает обучение, культура напрямую связана с идеями, которые существуют и передаются в символической форме (посредством языка). Сегодня представляет интерес смысл, вложенный в понятие «культура» немецким ученым и юристом Самуэлем Пуфендорфом (1632-1694). Культура, по мнению Самуэля Пуфендорфа, есть что-то внеприродное, неестественное, связанное с нравственностью, образованностью, душевностью и просвещенностью человека, связанное с воздействием человека на природу.

В настоящее время в сравнительно новой области научного знания - культурологии - предпринимается попытка интегрировать, обобщить большинство методологических и дисциплинарных подходов в исследованиях культуры.

Таким образом, культура – это определенный способ организации человеческой деятельности, представленный системой материальных и духовных ценностей и социокультурных норм, а также сам процесс самореализации и раскрытия творческого потенциала личности и общества в различных сферах жизни.
5.3. Функции культуры

Культура имеет огромное значение для жизни общества и человека, выполняя многообразные функции.

Функции культуры - это совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей. Все функции культуры социальны, т. е. обеспечивают коллективный характер жизнедеятельности людей, определяют и коррелируют почти все формы индивидуальной активности человека в силу его связи с социальным окружением.

Выделим наиболее общие функции культуры:
Преобразовательная - культура побуждает человека создавать свой мир артефактов, вооружает человека навыками, технологиями успешного преобразования природы, общества, самого себя.
Функция трансляции социального опыта состоит в передаче социального опыта от поколения к поколению, от одной эпохи к другой. Разрыв культурной преемственности обрекает людей на потерю социальной памяти (феномен манкуртизма).
Семиотическая (знаковая) функция определяется тем, что культура представляет собой определенную знаковую систему и предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно.
Регулятивная (нормативная) функция связана с регулированием различных сторон общественной и личной деятельности людей с помощью морали и права, правил поведения и др.
Познавательная (гносеологическая) функция определяется не только способностью культуры накапливать знания о мире, но и формировать способы и механизмы познания мира. Культура выступает открытой социальной и интеллектуальной памятью человечества.
Ценностная (аксиологическая) функция определяется способностью культуры формировать определенные ценностные потребности и ориентации, позволяя человеку различать хорошее и плохое, прекрасное и безобразное, добро и зло. Критериями такой оценки выступают нравственные и эстетические ценности. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека.
Коммуникативная функция - форма и процесс общения и связи - осуществляется с помощью языка и общения людей, а также специфических языков науки, искусства, техники.

С учетом фактора времени важнейшая функция культуры - историческая преемственность, передача (трансляция) социальной наследственности из поколения в поколение. В этом значении культура приходит на смену традиционным (докультурным) формам преемственности - через подражание старшим в процессе обучения или непосредственно в процессе деятельности (путем проб и ошибок), в том числе и совместной.

Функцию передачи богатства общественного опыта культура стала выполнять уже в античности, когда на первый план вместо бессознательно-интуитивного стал выдвигаться логический, универсально-понятийный способ трансляции опыта, осуществляемый профессионалами-учителями в чистом виде (абстрактного знания) и по специальным каналам, с помощью специальных средств обучения.

С конца XVIII в. культура стала относительно самостоятельной формой передачи опыта, обретшей в системе образования статус социального (государственного) института.

Культура несет в себе функции, различающиеся и по субъекту культурной деятельности. На уровне человеческого рода культура выступает средством укрепления и развития человеческого общества как особого, отличного от природы образования. На уровне социальной группы культура объединяет людей (классы, сословия, профессии и т.д.), дифференцирует их, выделяет в обществе как целостности. На уровне индивида культура обеспечивает его «подключенность» к богатству человеческой деятельности, способствует посредством этого развитию творческих способностей человека, усвоению «кода» деятельности человека и выходу за его пределы.

Синтезирующая функция культуры - человекотворческая, в ней находят свое выражение все перечисленные функции.
Контрольные вопросы:
Каково происхождение слова «культура»?
Как объяснить многообразие определений понятия «культура»?
Какие существуют подходы к изучению культуры?
Как вы понимаете мысль Гердера: «Культура – это второе рождение человека»? Смысл какой функции культуры отражен в этой мысли?
Какие функции культуры вам известны?

Термины и персоналии:

Культура; культ; Цицерон; подходы: деятельностный, семиотический, игровой, аксиологический, феноменологический; функции: преобразовательная, трансляции социального опыта, семиотическая, регулятивная, познавательная, ценностная, коммуникативная, человекотворческая.


Флуд это зло !
Не флудить ! Не материться !
А иначе в первый раз бан на неделю а потом на месяц и больше...
 
Форум » Обучение и полезная информация » Культорология » Тема 6 Сущность и функции культуры
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: