| Сегодня Суббота 20.04.2024

Sefirut.ru Тема 7 Категории культурологии - Форум

[ Новые сообщения | Участники | Правила форума | Поиск ]
  • Стандартный размер шрифта
  • Большой размер шрифта
  • Огромный размер шрифта
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Sef  
Форум » Обучение и полезная информация » Культорология » Тема 7 Категории культурологии
Тема 7 Категории культурологии
AdminДата: Пятница, 15.01.2010, 20:50 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 69
Награды: 1
Репутация: 100
Статус: Offline
Тема 6. Категории культурологии

6.1. Культурная картина мира.
6.2. Нормы и ценности культуры.
6.3. Знаки и символы культуры.
6.4. Смыслы, коды и универсалии культуры.
6.1. Культурная картина мира

Человечество едино по своим корням, однако в процессе развития разветвляется на множество разнообразных, особенных культур. Каждая из них, вырастая в специфических условиях жизни (географических, исторических, технологических, бытовых и т.д.), разворачивает свою историю, вырабатывает свой язык, формирует свое мировидение.

Все богатство бытия данной культуры, вся целостность бытия данного народа формируют определенный способ осознания мира и бытия в нем. Результат этого специфического видения мира, в котором обитает человек, и есть культурная картина мира - система образов, представлений, знаний об устройстве мира и месте человека в нем. Человеческое бытие разнопланово и многослойно. Некоторые из этих пластов (а именно те, которые связаны с первичными ощущениями, первыми попытками рождающегося человечества утвердиться в этом мире) не подлежат рациональному контролю, являются неосознанными. Поэтому и понятие «культурная картина мира» употребляется в широком и узком смысле слова.

В строгом, узком, смысле в культурную картину мира входят первичные интуиции, национальные архетипы (наиболее общие схемы человеческого мышления и поведения), образный строй, способы восприятия времени и пространства, самоочевидные, но недоказанные утверждения, вненаучные знания. В широком смысле наряду с перечисленными элементами в культурную картину мира включают и научные знания.

Культурная картина мира складывается из тематически ясных, осмысленных и очевидных содержаний артефактов (искусственно созданных объектов, как материальных, так и идеальных) и неосознанных значений и личностных смыслов, а также опытов, переживаний, мотивов, оценок. Поэтому с содержательно-тематической точки зрения можно выделить научную, эстетическую, религиозную, этическую, правовую и другие подобные картины мира; с этой позиции картина мира сводится к набору сведений и данных.

Развитие связей между культурами приводит к сглаживанию уникальных особенностей каждой из них. Так, в XX в. народы и страны постепенно перестают обособляться в быту и в мышлении. Об этом особенно наглядно свидетельствуют процессы компьютеризации, подчиняющие единому алгоритму логику мышления тех, кто работает с компьютером. И тем не менее, в основе каждой культуры сохраняется то, что выкристаллизовано под влиянием природы страны, ее климата, пейзажей, пищи, этнического типа, языка, памяти о своей истории и культуре. Тем самым культурная картина мира сохраняет свою уникальность в процессах универсализации культуры.
6.2. Нормы и ценности культуры

Важнейшими компонентами картины мира наряду с интуитивными представлениями, архетипами, способами мировосприятия являются культурные нормы и ценности.

Культурные нормы есть определенные образцы, правила поведения, действия, познания.

В зависимости от способа, характера, цели, сферы применения, границ распространения, строгости исполнения все эти нормы подразделяются на традиции, обычаи, обряды, законы, нравы.

По мере накопления культурного и социального опыта в обществах возникают устойчивые формы поведения, предписывающие наиболее рациональные действия при взаимоотношениях различных групп людей в соответствующих ситуациях, передающиеся от поколения к поколению - традиции. Можно сказать, что традиции - это своего рода устные «культурные тексты», аккумулирующие в себе совокупность образцов социального поведения, сложившиеся формы социальной организации, регуляции и коммуникации.

Наиболее распространенными и влиятельными видами норм являются обычаи - общепринятые образцы действий, которые предписывают правила поведения для представителей одной культуры. Их влияние распространяется на область частной жизни людей, а регулятивная роль обычаев заключается в том, что они предписывают строго установленное поведение в определенных ситуациях. Обычаи возникли в незапамятные времена как традиционные формы поведения, обеспечивающие культурную стабильность.

Обряд является разновидностью традиции, он представляет собой массовое выражение религиозной или бытовой традиции. Его особенностью является не избирательность, а массовость, поэтому влияние обрядов распространяется на всех носителей данной культуры.

Неотъемлемой частью культуры любого народа является также право (законодательство), оно представляет собой систему обязательных правил поведения, сформулированных и санкционированных государством и выраженных в определенных нормах.

Нравы стали одним из первых регуляторов повседневного поведения людей. Нравы - это наиболее подвижные и динамичные нормы, призванные регулировать текущие события и поступки. В то же время нравы - это и моральные оценки допустимости тех или иных форм поведения.

Культурная картина мира и по своему генезису, и содержательно включает в себя ценностные суждения. Ценность - значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом. Ценности возникают в результате осмысления человеком значимости для него тех или иных объектов (материальных или духовных). Каждая сфера культурной деятельности человека приобретает свойственное ей ценностное измерение. Существуют ценности материальной жизни, экономики, социального порядка, политики, морали, искусства, науки, религии. Процесс развития культуры всегда сопровождается переоценкой ценностей.

Все разнообразие ценностей можно условно упорядочить и классифицировать на основании выделения тех сфер жизни, в которых они реализуются:
витальные ценности: жизнь, здоровье, безопасность, качество жизни; уровень потребления, экологическая безопасность;
экономические ценности: наличие равных условий для товаропроизводителей и благоприятных условий для развития производства товаров и услуг, цели и смысл экономической деятельности;
социальные ценности: общественное положение, трудолюбие, семья, достаток, равенство полов, личная независимость, способность к достижениям, терпимость;
политические ценности: патриотизм, гражданская активность, гражданские свободы, гражданский мир;
моральные ценности: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, бескорыстие, честность, верность, любовь к детям, справедливость, порядочность, взаимопомощь, уважение к старшим;
религиозные ценности: Бог, вера, спасение, благодать, Священное писание и предание;
эстетические ценности: красота, гармония, стиль и т.д.
6.3. Знаки и символы культуры

В рамках семиотического подхода культура представляется как система коммуникаций, обмена информацией, а явления культуры рассматриваются как система знаков.

Знак - это чувственно воспринимаемый субъект (звук, изображение и т.д.), который замещает, представляет другие предметы, их свойства и отношения. Возможности понимания и трансляции культуры могут реализовываться с помощью различных знаковых систем (или языков культуры): естественного языка, фольклора, традиций, предметов быта, охоты или другого вида деятельности, ритуалов, обрядов, церемоний, этикета, типа жилища, посредством художественных образов разных видов искусства, письменного текста и многого другого. Язык культуры - это совокупность всех знаковых способов словесного и несловесного общения, с помощью которых передается культурно значимая информация.

Вся совокупность этих знаковых средств может быть представлена следующими типами:
Знаки-обозначения, являющиеся, например, основанием естественного языка. Единица языка - слово, обозначающее предмет, действие, свойство и другие характеристики окружающего человека мира. К знакам-обозначениям относятся также знаки-признаки (приметы, симптомы), знаки-копии (репродукции), знаковое поведение (имитация).
Знаки-модели, также являющиеся заместителями реально существующих объектов и действий. Так, например, в пределах культурного мифологического кода модель реального предмета, наделяясь магическими силами, становится культурным образцом - «вторичной предметностью». В этой модели скрыта информация о смысле и способах действия с предметом;
Символы - такие знаки, которые не просто указывают на изображаемый объект, но и выражают его смысл.

Различение понятий «знак» («сема») и «символ» («симбо-лон») проводилось уже в древнегреческой философии, начиная с Платона. Они были противопоставлены друг другу содержательно: знаки считались достоянием обыденной жизни и низкой подражательной поэзии. С помощью мифологических символов человеку передается божественный дух. И хотя божественным символам присущи ясность и прозрачность, но к человеку они обращены своей загадочной и таинственной стороной, которую нужно распознать, пользуясь «сметливостью своего ума». Натурализм стал подвергаться осуждению за бессодержательную подражательность, а вершиной искусства стали признавать символическую поэзию (символы которой глубоки и многозначительны).

Способность символов передавать общечеловеческое содержание была подвергнута анализу еще в 30-е гг. XX в., когда стали различать «конденсационные символы» и «референциальные символы». Если первые «значат гораздо больше, чем обозначают», и связаны с политическими или религиозными эмоциями, то вторые эмоционально нейтральны и логически обоснованы. Именно референциальные символы общеприняты и рациональны и образуют знаковые системы современной культуры. Конденсационный символ выражает глубинный сакральный смысл. Символы такого рода обладают большой культурно-смысловой емкостью (крест, круг, пентаграмма и др.), они восходят к дописьменной эпохе и представляют собой архаические тексты, служащие основой всякой культуры. Таким образом, символ - это социально-культурный знак, содержание которого представляет собой идею, постигаемую интуитивно и которую сложно выразить адекватно вербальным способом.

Мифологическое сознание закреплялось в таких базовых символах, которые выражали представления о происхождении и устройстве Космоса (например, Мировое Древо - символ, объединяющий все сферы мироздания, обозначающий ось мира, а также воплощающий идею плодородия; другое мифологическое воплощение столпа Вселенной - Космическая гора) и т.д. Эти символы постепенно упрощались, принимая вид геометрических фигур и чисел. Так, Мировое Древо стали изображать в виде креста; лотос отображал Землю, которая плавает, подобно водяному цветку, по поверхности океана; круг стал обозначать Космос; треугольник - плодородие (вершиной вверх - мужское начало, вершиной вниз - женское). Если же наложить оба разнонаправленных треугольника друг на друга, то для индусов это будет означать объединение созидающего и порождающего начал, знак любви богов ко всему земному, а земного - богам. В Европе же этот знак был известен как «звезда Давида».

Специфика символа как знака состоит в способности вызывать общезначимую реакцию не на сам символизируемый объект, а на тот спектр значений, который связывается с этим объектом.

Важную роль в развитии культуры имеет язык. Национальная культура не существует вне языка. Именно язык чаще всего выступает критерием при различении, типологизации культур. М.Хайдеггер отмечал, что «язык - дом бытия». А.Камю говорил: «Моя родина - это французский язык». Ф.Достоевский считал, что «язык - народ».

Язык (естественный) – это исторически сложившаяся знаковая система, образующая основу всей культуры говорящего на нем народа.

Язык является социальным средством хранения и передачи информации, основным средством общения. Он реализуется и существует в речи. Общее число языков в мире составляет от 2,5 до 5 тыс. В современном мире существуют также языки программирования (машинные, алгоритмические). Языком также называют любую знаковую систему. Так, существует язык кино, язык математики, язык жестов и т.д.
6.4. Смыслы, коды и универсалии культуры

Всякое явление культуры есть сочиненный людьми с помощью знаковых систем текст. Но любой текст – в виде вещи, ритуала, художественного произведения, речи и т.д. – представляет собой нечто такое, что подлежит прочтению и пониманию. Назначение языков культуры состоит в том, чтобы выразить смыслы текстов культуры, т.е. то содержание, которое не может быть выражено непосредственно и однозначно. Смысл может быть понят как то, что обеспечивает всеобщее сцепление значений знаков данного языка.

Смыслы имеют несколько уровней:
Самым поверхностным уровнем смысла является так называемый «здравый смысл». Это смысл, уже проявившийся на уровне сознания, рационализированный и общепринятый. Он совпадает со значением и выражается словесным (вербальным) способом.
Самым глубинным уровнем смысла является непроявленное содержание, связывающее человека с миром ценностей, законов, образцов поведения данной культуры.

Понимание смысла происходит в круге имеющихся у человека ценностных представлений, а также в пространстве памяти об историческом прошлом.

Так, Александровская колонна на Дворцовой площади Санкт-Петербурга «говорит» людям России о нашествии войск Наполеона, о трудной победе, которая была одержана над врагом, о роли в этих исторических событиях императора Александра I. Человек, который не имеет в душе такого контекста для понимания, воспримет памятник как огромный гранитный «карандаш», к тому же поставленный в неустойчивое положение - на торец.

В рамках структурно-семиотических методов анализа культуры предпринимаются плодотворные попытки интерпретировать культуру как некое единство основополагающих кодов - особых смыслоразличимых признаков. Одним из интересных вариантов таких попыток являются работы М.Фуко, который, опираясь на структурные методы, пытается обнаружить «основополагающие коды любой культуры». Само понятие «код» появилось впервые в технике связи (телеграфный код, код Морзе), в вычислительной технике, математике, кибернетике, генетике (генетический код). Без кодирования невозможны построение искусственных языков, машинный перевод, шифровка и дешифровка текстов. Во всех этих словоупотреблениях не требуется обращения к смыслу кодированных сообщений. При этом под кодом понимаются совокупность знаков и система определенных правил, при помощи которых информация может быть представлена в виде набора этих знаков для передачи, обработки и хранения.

Необходимость в культурном коде возникает только тогда, когда происходит переход от мира сигналов к миру смысла. Мир сигналов - это мир отдельных единиц, рассчитываемых в битах информации, а мир смысла - те значащие формы, которые организуют связь человека с миром идей, образов и ценностей данной культуры. И если в пределах формализованных языков под кодом можно понимать то, благодаря чему определенное означающее (значение, понятие) соотносится с определенным означаемым (денотатом, референтом), то в языках культуры код - то, что позволяет понять преобразование значения в смысл.

Культурный текст может открываться разным прочтениям в зависимости от используемого кода. Код позволяет проникнуть на смысловой уровень культуры, без знания кода культурный текст окажется закрытым, непонятным, невоспринятым. Человек будет видеть систему знаков, а не систему значений и смыслов.

В доолимпийских культурах важнейшим культурным кодом выступала система имен. Для первобытного человека связь между именем и обозначаемой им вещью или лицом является не произвольной и идеальной ассоциацией, а реальной, материально ощутимой. Для него действия с предметами равносильны действиям со словами, а потому имя составляет существенную часть его самого. В его представлении личные имена необходимо оберегать и хранить в тайне, поскольку враг может магическим путем воздействовать на него через имя. Весьма распространенным было явление, когда каждый мужчина, женщина или ребенок племени, кроме имени, которое употреблялось в житейском обиходе, имели еще и тайные имена, известные старейшинам и посвященным.

Культурные универсалии - понятия, выражающие те черты культурных явлений, которые встречаются в любых культурах: древних и новых, малых и больших. Они выражают те характеристики культурного опыта, которые значимы для любой культуры.

Социологи выделяют более 60 универсалий. К ним относятся спорт, украшение тела, совместный труд, танцы. Образование, похоронные ритуалы, обычай дарить подарки, гостеприимство, запреты кровосмешения, шутки, язык, религиозные обряды, изготовление орудий труда и попытки влиять на погоду.

Почему существуют культурные универсалии? Некоторые антропологи считают, что они формируются на основе биологических факторов: наличие двух полов, беспомощность младенцев, потребность в пище и тепле, возрастные различия между людьми, усвоение разных навыков. Все культуры должны способствовать удовлетворению определенных физиологических, социальных и психологических потребностей, хотя, в частности, возможны разные варианты.
Контрольные вопросы:
Какие элементы входят в систему культурной картины мира?
Что в современной культурологии понимается под ценностью?
Какие типы ценностей вам известны?
Как соотносятся нормы и ценности?
Какие типы знаковых средств вам известны?
Приведите примеры конденсационных и референциальных символов.
Что понимают под кодом культуры? Какими характеристиками должен обладать код?

Термины и персоналии:

Культурная картина мира; артефакт; культурные нормы; ценности: витальные, экономические; социальные, политические, моральные, религиозные, эстетические ценности; знак; язык культуры; знак; символ; смысл культуры; код культуры; культурные универсалии.


Флуд это зло !
Не флудить ! Не материться !
А иначе в первый раз бан на неделю а потом на месяц и больше...
 
Форум » Обучение и полезная информация » Культорология » Тема 7 Категории культурологии
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: